Две основные реакции, которые может вызвать этот фильм:
- Уау! Это что-то необыкновенное!
- Бред какой-то.
У меня была первая. Оригинальность фильма бросается в глаза с самого начала, когда начальные титры преподносятся зрителю на тарелках с завтраком, карандашах, рисунках и личных вещах главного героя. И дальше эта «непохожесть» преследует наше восприятие в каждом кадре. Первые минут двадцать смотришь и думаешь: «К чему всё это?», но то несвязное и малоэмоциональное, что происходит на экране, неведомым образом притягивает внимание, хочется узнать, что же будет дальше, появится в фильме смысл или нет. И он появляется.
Может быть, только смысл эпизода, где Наполеон дегустирует молоко, остался для меня неясным. Все остальные элементы сюжета вплоть до самых мелких деталей сплелись в единое целое к концу, добрались до логического завершения. Пригодился и столб с мячом, причём дважды, и брелки для ключей, которые Деб предлагала Наполеону в начале, и фото блондинки появилось не единожды. Создатели фильма потрудились на славу, чтобы не бросать начатых линий.
Так о чём же фильм? О том, как можно из неудачника превратиться в популярного парня? О том, как важно найти родственную душу? Или вообще ни о чём, автору сценария просто пришли в голову странноватые ребята из странноватого американского городка, и он решил немного в них поиграть?
Для меня это фильм о прелести жизни. Далеко не первый, миллиардный фильм о том, как жизнь прекрасна во многих её проявлениях, но он хорош тем, что показана здесь эта прелесть через другие детали, которые ещё не набили зрителю оскомину. Любовную линию мы прослеживаем в самодельном брелке для ключей, в рукавах на платье, в сцене, где будущие влюблённые выбирают парик для своего лысого друга. Мы начинаем задумываться, как здорово ехать на роликах на буксире у брата-велосипедиста. Как, должно быть, неприятно пить смесь из сырых яиц. Нам показывают то, что мы не привыкли видеть на экране, и при этом мы постоянно испытываем эффект узнавания. Например, жених обнаруживает, что у невесты кружево отвалилось от платья, и кидает его гостям-мужчинам. Один из них ловит. Мы узнаём обычный свадебный ритуал бросания невестой букета, но ведь это не невеста, и бросает не букет!
Поэтому я рекомендую фильм «Наполеон Динамит» всем, кто интересуется «особенным» кино и хотел бы в очередной раз почувствовать вкус к жизни.