Завидую тем, у кого есть чистое сердце. У меня - нет. Может, по закону терапии и самоопровержения я вскоре обнаружу, что оно у меня есть (такое уже было), но чаще всего я вижу, что нет. Когда я делаю кому-то добро, я ощущаю, что хочу чего-то взамен, и чем больше сделанное добро, тем сильнее этого хочется. Чтобы погладили по голове, чтобы восхитились. Из-за этого отравляющего желания разочаровываюсь в себе и вообще теряю желание делать добро: остаётся мотивировать себя утилитарной стороной этого дела. Никаких моральных плюшек на мой счёт, никакого доказательства моих хороших качеств, но просто это полезно для другого - поэтому это стоит делать.
И вот, приходя к такому выводу, я прямо сейчас обнаруживаю, что это-то и есть бескорыстие.
Но это меня не оправдывает. До, во время и после доброго поступка, который стоит мне каких-то усилий, я ощущаю не свет, а черноту в себе. Не так надо делать хорошее. Хорошее надо делать с лёгким сердцем, и не думая, что тебе кто-то за него обязан.
Если я разбогатею и начну великодушно меценатствовать, я, скорее всего, погрязну в этой черноте по уши и зазнаюсь, начну постоянно ощущать дискомфорт от того, что моё имя не превозносят до небес.
Обычно это лечится хорошими добрыми книгами, где есть примеры для подражания. Надо больше читать...)