У меня тут неожиданно летом "бизнес попёр". Самый ученик пошёл.
Преподавательница по перспективе давно хотела, чтобы я позанималась с её сыном (окончил второй класс). И вот, в субботу у нас, наконец, сложилось. Мне обещали, что пацан будет гиперактивный, я заранее испугалась, но с незнакомым человеком наедине он спокойно просидел час) Оказалось, что юноша плохо помнит алфавит, ничего не умеет читать, почти ничего не помнит из того, что прошёл в школе. Много хватался за голову и говорил, что помнил же!!1 Дала ему карточки для чтения: на каждой есть какое-то правило чтения и пять слов-примеров. Объясняла правила, читала слова. Со второй или третьей мне не пришлось читать для него слова: его цепануло, что он может сообразить это сам, когда получается вспомнить, что это за буква алфавита, и поэтому подолгу пыжился, но всё-таки, с пятью подсказками, выдавливал из себя слово сам и это, пожалуй, полезнее, чем если бы я ему просто прочла, и он бы просто заучил на вид и слух. В итоге, придя в восторг от того, что под конец урока что-то начало получаться, ученик хватал новые и новые карточки для чтения и совершенно в них влюбился.
Собиралась не задавать дз - попросил, чтобы я задала ему выучить алфавит. Так я отказывать что ли буду?)) хочет - пожалуйста! Не знаю, что с моими учениками, но они вечно что-то сами хотят. Настя вот любит самостоятельно делать карточки на все темы.
После урока спросила, умеет ли он прощаться по-английски. Сказал "Hello, my darling". Мда. Где только набрался?)
Перед сегодняшним уроком мне позвонили, спросили, можно ли взять ещё девочку - после четвёртого класса. Я, вспомнив, что моя Настя, с которой я занималась в учебном году, окончила четвёртый, подумала: хм, ну, такое я могу, хорошо. Заниматься, сказали, конечно, не одновременно, а по очереди, уровень же разный. Я взяла книжки, которые проходила с Настей, и простенькие тексты, чтобы поспрашивать девочку, какие темы ей знакомы, понять, как она может читать и воспринимать на слух несложные вещи.
Перед уроком поговорила с отцом пацана - оказалось, они его уже шантажируют отсутствием английского, настолько ему понравилось это жалкое единственное занятие))) Мол, не будешь себя хорошо вести - не будет больше английского. Однако ж!
Полурока товарищ с нетерпением ждал карточек для чтения. Я решила сперва пройти с ним артикль a/an, пока у него голова работает, а потом уже, в серединке, поучиться читать. У меня обычно сперва разогрев, типа проверки дз или какого-нибудь простого задания, потом грамматика, потом чтение, а потом, уже на расслабоне, игра. Разогревом у нас была проверка алфавита. Научила его словам "big" и "small", разложила карточки с буквами, просила показать big letter C, small letter t и прочее. Он лукаво смотрит на меня и говорит: "А мне нррраааавится такое задание!" И у него неплохо получалось. Не без ошибок, конечно, но вполне себе. Будем ещё так делать.
С артиклем разобрался не сразу, но разобрался. Умная голова. Очень мечтал о карточках для чтения, но всё-таки не отвлёкся от грамматики. А потом накинулся с вожделением на обожаемое задание, просил прогнать 6 приготовленных для него карточек по второму кругу, за каждую хватался, говоря: "О, даааааааа!", ёрзая и только что слюни не пуская Потом мы ещё немного поиграли во фрукты и овощи. Приближался конец урока, пацан в панике смотрел на часы: "ещё 12 минут! о, нет!" "ещё только три минуты осталось английского!" А мы-то с его мамой думали, высидит ли он час... Похоже, он бы и полтора высидел, лишь бы были карточки и лишь бы были успехи)
А потом на меня свалилась девочка. Она недавно после серьёзного лечения. Она занималась в языковом центре. В школу не ходила - домашнее обучение. Показали мне учебники: Laser, уровень A2. Я вспоминаю свой жалкий урок, свой жалкий опыт - ещё никого не выучила даже на A1, листаю книги, где она прорешала треть заданий, с ужасом смотрю на всякие should-might-have to, на большие тексты, где чё только не попадается, и понимаю, что теряюсь, чем с ней заниматься, и начинаю сомневаться, что сама всё это знаю. Хотя я сдавала электронный тестик на А2 с очень и очень достойным результатом. Но я просто не была готова поднимать этот пласт из своей головы.
Нас оставили наедине. Интересуюсь, чем они занимались на уроках. Она говорит, что учились по этим учебникам, ещё она читала про Чарли и шоколадную фабрику. Пересказала содержание. Я: "Сможешь на английском?" Мне бегло выдают пересказ на английском. Я тихо офигеваю и не понимаю, что мне с этим делать. Радуюсь, что могу подсказать слово "pipe", которое она забыла. Беру учебники и от своего офигения едва ли могу прочесть, что в них написано. Пока я въезжала в книги и собирала себя в кучку, девочка совершенно самостоятельно взяла Workbook и стала там что-то с чем-то соединять. Кажется, это было уже прорешенное ей задание, она просто там проводила линии, в которых не было нужды. Я воспользовалась минуткой, чтобы прочесть задание в Classbook, сообразить, что я понимаю его и могу потенциально решить его сама. Всего-то прочесть письмо и понять, что относится к тому, кто его пишет, а что к тому, кому его пишут. По ходу дела интересуюсь, возникают ли у неё проблемы с заданиями. Получаю ответ, что, мол, нет. Девочка реагирует на меня нейтрально, она по большей части сама в себе, в ней нет ни враждебности, ни приветливости. Я предлагаю ей разобранное мной задание, она беспрекословно берётся выполнять. Читает с парой ошибок, переводит, кажется, с одной. Задание к письму выполняет идеально. Радуюсь, что она принимает мои поправки - значит, пока я терялась, я не успела стать лохом в её глазах. Дальше она без всяких приказов работает по книге дальше, там тест на модальные глаголы. Я пытаюсь помогать, но скоро страница книги теряется у меня из виду за её плечом. Я предоставляю ей делать самостоятельно, уже поняв, что она способна на ошибку, почувствовав себя хотя бы немножко на своём месте, и берусь за Workbook. Въезжаю в задания оттуда. Тут ей как раз попадается в учебнике совет обратиться к рабочей тетради, и она забирает её у меня и приступает. Я проверяю тест из учебника, благополучно нахожу ошибки и мягко на них указываю. Девочка прислушивается и исправляет. В итоге весь урок так и прошёл - она делала задания их своих книжек, а я ненавязчиво корректировала процесс. Может быть, здесь так и нужно? В конце урока я поинтересовалась, могу ли приносить свои материалы, будет ли ей это интересно. Она сказала, что, наверное, это будет хорошо. Я предложила ей дз - она попросила, чтобы я задала ей побольше. Обычно я даю детям одно-два задания, понимая, что у них куча дел и кружков помимо побочного английского здесь задала штук шесть. Она их за полчаса проглотит, конечно, но надо ещё иметь в виду, что я в состоянии проверить)))
Хотела её маме отсоветовать учиться у меня и порекомендовать свою маму, но разговор у нас был короткий, положительный, и не повернулся в эту сторону, и я не стала лезть из кожи, чтобы его так повернуть. Всё-таки это было не пустое занятие. Ребёнок работал всю дорогу, и я рядом была не зря.
К остановке я шла в слегка восторженном состоянии, и у меня в голове вертелось слово challenging. Окончательно паника оставила меня, когда я ехала в маршрутке домой и решила заглянуть в учебник, который мама девочки дала посмотреть, чтобы мне проще было ориентироваться (а это значит, что по крайней мере ещё раз мы встретимся - у меня их книга ) Я просмотрела содержание, там кратко приводилась грамматика, и с удивлением я обнаружила, что там всё простое, некоторые темки пересекаются с тем, что я уже давала Насте, никаких мудрёных времён и хитроумных случаев нет. Правда, дома мне захотелось упасть и уснуть, но я удержалась)