Я читаю у Розанова про Хомякова и неудержимо хочу писать книгу. Впрочем, удержимо: необходимость готовиться к экзамену удерживает меня от многого.
Необходимость учиться в университете развивает мои творческие силы, благодаря тому, что я многое читаю и многому учусь, но придавливает их, потому что я не могу отдаться творчеству. Так ли нужно после окончания университета срочно искать работу или продолжать образование в каком бы то ни было виде? У меня был год после школы, и я серьёзно задумываюсь над тем, не дать ли себе год после университета. Или меньше, или больше, не хочу ставить границ. Совесть не даст мне сидеть на печи вечно. Но я хочу дать себе свободу, чтобы посмотреть, создам ли я что-нибудь после этого важного этапа моей жизни или нет. Мне нужно это время, чтобы понять, стоит ли мне писать, или нет, потому что 22, почти 23 года - это будет расцвет молодости (в моём случае юности, бо я отстаю в развитии), время, когда я буду в состоянии написать какой-то крик души, ещё не придавленный опытностью и разочарованиями. Если не создам - буду искать себя в чём-то ещё. Если создам - тогда я смогу уже работать или учиться дальше, или учиться и работать одновременно, сознавая, что я могу творить, что я сотворила что-то, и теперь пора отправляться за опытом. В любом случае, я уже сейчас очень жажду окончания университета (хотя и счастлива, что впереди ещё год, и я могу ещё называть себя студенткой-филологом и встречаться с этими людьми почти каждый день), а это значит, что я не должна закабалить себя, едва окончив его, и так и не дать возможности раскрыться чему-то, что из меня просится.
Есть мнение, что писать ничто не может помешать. Кому-то - да, но в моём случае это не так. Я как Максудов из "Театрального романа": на него давило даже то, что он вынужден был регулярно писать очерки в "Вестник пароходства". Вот, казалось бы, человек живёт литературным трудом, разве может ему что-то мешать писать? Ан нет, писать по-настоящему он мог только тогда, когда вообще ничего другого не был обязан делать.
Я задумываюсь об этом, и будущее делается светлее для меня. Темнее всего оно, когда я думаю о какой-либо карьере, хотя, возможно, из карьеры тоже можно сделать песню и полёт. Оно мерцает разноцветными красками, когда я думаю об образовании (новые знания, новые знакомства, самосовершенстование), и оно сияет лучисто, когда я думаю о творчестве.
Единственное, что пугает меня в таком будущем - осуждение со стороны части друзей, которые могут стыдить меня и призывать зарабатывать деньги, решат, что я просто страшная лентяйка и хочу всю жизнь плевать в потолок. Они даже в состоянии убедить меня в этом и заставить поменять решение, но именно сейчас я нахожусь в таком состоянии, которое говорит мне: "Ты чувствуешь свой путь!" и я мечтаю, что друзья, если они в самом деле друзья, будут уважать это.
Свобода для меня заключается не в том, чтобы выпустить наружу свой хаос, как мне настоятельно рекомендовал Серго, в шутку ли, всерьёз ли. Свобода для меня в том, чтобы иметь время, силы, душу, возможность выпустить наружу свою гармонию. Хотя я не гармоничный человек, я всё время в поисках и сомнении, но просто творчество я не могу назвать хаосом, он разрушителен, а творчество создаёт.
Спасибо пяти годам обучения в университете: многие считают, что эти годы у них вылетели в трубу, но на самом деле это время самоопределения, это маленькая тюрьма, которая помогает нам понять, чего мы хотим на самом деле, и заставляет стремиться к этому всей душой, чтобы, вырвавшись, мы могли заняться этим со всем накопившимся рвением. Вот так, просто читая какую-то статью к экзамену, можно захотеть чего-то сильно, отрешившись от экзамена задуматься о будущем, увидеть в нём что-то притягательное, и ничего не бояться, в особенности - завтрашнего дня.