В рамках практики нам следует провести 10 уроков (требование университета) 0 уроков (требование лицей гуманитарных наук). Мы с курирующей нас учительницей литературы-завучем сошлись на двух уроках. Надя отвела свои позавчера и вчера, классицизм и Ломоносов. Мне достался Державин.
Как подготовиться? Как перфекционист-раздолбай (не могу не упомянуть о втором, но здесь важно первое), я считаю, что чтобы подготовиться к уроку по какому-то дядьке, надо прочесть об этом дядьке целую книгу. В файлообменнике обнаружила прекрасную книгу о Державине: 122 страницы. Прочесть реально. За три, кажется, дня, я её прочла, прониклась Державиным, поняла его как личность, поняла суть его лирики и взялась писать план. Урок состоял из двух частей:
1. Я рассказываю детям биографию Державина, сопровождая рассказ презентацией, состоящей исключительно из картинок (кроме одного стихотворного фрагмента). Здесь расчёт на то, что у них будут работать только уши и глаза, им не нужно будет раскодировать написанный текст, следовательно, слушать они будут внимательно, и картинки будут фиксировать их внимание на экране. Плюс я, всегда приходившая в школу в тёмно-синем невзрачном костюме, на свой урок решила придти в празднично-ярко-зелёном, чтобы дети сразу поняли: "что-то изменилось", и чтобы яркое пятно тоже захватывало их внимание, не давая им уткнуться к телефончики или отвлечься на соседа сзади. Кроме того мой рассказ регулярно будет приостанавливаться, чтобы дети под мою диктовку записали кратко рассказанный только что факт.
2. Мы вместе разбираем оду "Властителям и судиям". Я задаю вопросы, они отвечают, получают оценки в конце урока.
И мои расчёты оказались верными. Конечно, чтобы более-менее свободно рассказывать им биографию, я прочла свой план-конспект урока вслух сестре, вслух маме, один раз про себя, затем прогнала его в голове перед сном, затем после сна, затем с утра быстренько перечитала текст. Мне очень повезло с голосом сегодня: я смогла раскинуть его на все парты, а не говорить только перед собой. Когда я рассказывала, примерно половина детей слушала меня с интересом, а это немало. Записывая, они много переспрашивали, что одновременно и плюс и минус: минус в том, что они не достаточно внимательно слушают предложение первый раз, плюс в том, что раз они спрашивают, значит, они на самом деле фиксируют текст у себя в тетради. Дина, которая пришла посмотреть мой урок, сказала, что ей понравилось, когда я комментировала сложный текст из плана-конспекта своими словами. Благо, мне было чем дополнить собственный план, потому что я прочла целую книгу о писателе
Когда я потом спросила их впечатления от биографии, выяснилось, что они оценили правдолюбие и прямоту Державина, следовательно, то, что я пыталась до них донести, они схватили, это отложилось у них в голове. Результат достигнут.
Когда мы перешли ко второму этапу, я предупредила их, что сейчас их очередь говорить. Перед первым этапом я предупредила их, что сперва им предстоит слушать и записывать после моих слов "Запишите", а во второй части урока - говорить, то есть, дети с самого начала знали, как будет построена их работа. Я выразительно прочла им оду и задала первый вопрос. Девочка с первой парты начала отвечать, и её понесло))) она ответила на большинство вопросов, которые я не успела ещё задать, уничтожив много минут урока, на которые это предполагалось растянуть)) конечно, в конце урока я поставила ей пять. Оставшиеся вопросы я адресовала одному застенчивому мальчику, который толком ничего не сказал. Но это были вопросы по содержанию оды, в запасе было ещё 3 вопроса по форме. На них попыталась ответить девочка-вертушка, но ничего толкового из неё вытащить не удалось) однако Дине понравилось, как я общаюсь с детьми, делаю им какие-то замечания иногда по дисциплине какие-то "очень личные", как, помнится, она это назвала. Тон у меня был деловой. Откуда что берётся? Во время той педпрактики ничего подобного не было. Ещё Дина сказала, что когда я что-то хотела от них, то это звучало так, как-то, мол, отвечай, у тебя нет других вариантов. В общем, во мне зашевелилось что-то, что дремало в том году. Дракон проснулся))
На случай лишнего времени у меня был заготовлен ещё один стишок, по нему удалось спросить ещё одного мальчика, но он ответил недостаточно для пятёрки, и я спросила, ставить ли ему 4 - не захотел. Придётся спросить его в среду.
В целом впечатления от урока самые положительные, жаль, методистка из универа не смогла придти. Но её бы зацепило, что я, упомянув оду Ломоносова, сказала "Разговор с Анакреонтом" - он с Анакреоном там. У Державина сборник "Анакреонтические стихи", а у Ломоносова "Разговор с Анакреоном". Они по-разному его называли. Уважаемая О.В. наверняка бы придралась))
Единственное, что действительно раздражает её в практикантах - недостаточная эрудированность.
Дети одновременно радуют и печалят. Они - умные! Но им так всё по барабану. Они могли бы в 10 раз лучше, по ним это видно, но они не считают, что это нужно.
Одна девочка слушала меня с милейшей улыбкой и таааааким интересом в глазах. Когда я спросила у неё впечатления от биографии, она реально смогла сказать, что ей было там интересно. Даже складно ответила. Надо же. Вот она больше всех порадовала)) хотя та пятёрочница, конечно, тот ещё кадр. Говорит: а можно презентацию по Державину сделать? Но мне пришлось даже попросить её придержать при себе свои знания в среду, потому что если у неё будет 10 пятёрок, а у других ноль оценок, то это не совсем справедливо))
Как подготовиться? Как перфекционист-раздолбай (не могу не упомянуть о втором, но здесь важно первое), я считаю, что чтобы подготовиться к уроку по какому-то дядьке, надо прочесть об этом дядьке целую книгу. В файлообменнике обнаружила прекрасную книгу о Державине: 122 страницы. Прочесть реально. За три, кажется, дня, я её прочла, прониклась Державиным, поняла его как личность, поняла суть его лирики и взялась писать план. Урок состоял из двух частей:
1. Я рассказываю детям биографию Державина, сопровождая рассказ презентацией, состоящей исключительно из картинок (кроме одного стихотворного фрагмента). Здесь расчёт на то, что у них будут работать только уши и глаза, им не нужно будет раскодировать написанный текст, следовательно, слушать они будут внимательно, и картинки будут фиксировать их внимание на экране. Плюс я, всегда приходившая в школу в тёмно-синем невзрачном костюме, на свой урок решила придти в празднично-ярко-зелёном, чтобы дети сразу поняли: "что-то изменилось", и чтобы яркое пятно тоже захватывало их внимание, не давая им уткнуться к телефончики или отвлечься на соседа сзади. Кроме того мой рассказ регулярно будет приостанавливаться, чтобы дети под мою диктовку записали кратко рассказанный только что факт.
2. Мы вместе разбираем оду "Властителям и судиям". Я задаю вопросы, они отвечают, получают оценки в конце урока.
И мои расчёты оказались верными. Конечно, чтобы более-менее свободно рассказывать им биографию, я прочла свой план-конспект урока вслух сестре, вслух маме, один раз про себя, затем прогнала его в голове перед сном, затем после сна, затем с утра быстренько перечитала текст. Мне очень повезло с голосом сегодня: я смогла раскинуть его на все парты, а не говорить только перед собой. Когда я рассказывала, примерно половина детей слушала меня с интересом, а это немало. Записывая, они много переспрашивали, что одновременно и плюс и минус: минус в том, что они не достаточно внимательно слушают предложение первый раз, плюс в том, что раз они спрашивают, значит, они на самом деле фиксируют текст у себя в тетради. Дина, которая пришла посмотреть мой урок, сказала, что ей понравилось, когда я комментировала сложный текст из плана-конспекта своими словами. Благо, мне было чем дополнить собственный план, потому что я прочла целую книгу о писателе

Когда мы перешли ко второму этапу, я предупредила их, что сейчас их очередь говорить. Перед первым этапом я предупредила их, что сперва им предстоит слушать и записывать после моих слов "Запишите", а во второй части урока - говорить, то есть, дети с самого начала знали, как будет построена их работа. Я выразительно прочла им оду и задала первый вопрос. Девочка с первой парты начала отвечать, и её понесло))) она ответила на большинство вопросов, которые я не успела ещё задать, уничтожив много минут урока, на которые это предполагалось растянуть)) конечно, в конце урока я поставила ей пять. Оставшиеся вопросы я адресовала одному застенчивому мальчику, который толком ничего не сказал. Но это были вопросы по содержанию оды, в запасе было ещё 3 вопроса по форме. На них попыталась ответить девочка-вертушка, но ничего толкового из неё вытащить не удалось) однако Дине понравилось, как я общаюсь с детьми, делаю им какие-то замечания иногда по дисциплине какие-то "очень личные", как, помнится, она это назвала. Тон у меня был деловой. Откуда что берётся? Во время той педпрактики ничего подобного не было. Ещё Дина сказала, что когда я что-то хотела от них, то это звучало так, как-то, мол, отвечай, у тебя нет других вариантов. В общем, во мне зашевелилось что-то, что дремало в том году. Дракон проснулся))
На случай лишнего времени у меня был заготовлен ещё один стишок, по нему удалось спросить ещё одного мальчика, но он ответил недостаточно для пятёрки, и я спросила, ставить ли ему 4 - не захотел. Придётся спросить его в среду.
В целом впечатления от урока самые положительные, жаль, методистка из универа не смогла придти. Но её бы зацепило, что я, упомянув оду Ломоносова, сказала "Разговор с Анакреонтом" - он с Анакреоном там. У Державина сборник "Анакреонтические стихи", а у Ломоносова "Разговор с Анакреоном". Они по-разному его называли. Уважаемая О.В. наверняка бы придралась))

Дети одновременно радуют и печалят. Они - умные! Но им так всё по барабану. Они могли бы в 10 раз лучше, по ним это видно, но они не считают, что это нужно.
Одна девочка слушала меня с милейшей улыбкой и таааааким интересом в глазах. Когда я спросила у неё впечатления от биографии, она реально смогла сказать, что ей было там интересно. Даже складно ответила. Надо же. Вот она больше всех порадовала)) хотя та пятёрочница, конечно, тот ещё кадр. Говорит: а можно презентацию по Державину сделать? Но мне пришлось даже попросить её придержать при себе свои знания в среду, потому что если у неё будет 10 пятёрок, а у других ноль оценок, то это не совсем справедливо))
Что замечательно - так это то, что ты с рвением подошла к своему заданию, с интересом. Важно ведь не только донести до ученика, но и для себя найти что-то, что может заинтересовать! Очень хорошо всё продумала. Это явно не работа на "отвалите".
Нет, желания дальше работать в школе всё ещё нет) я хоть и спокойный внешне человек, но у меня быстро сядут нервы, меня можно брать в школу только месяца на три) мне сложно постоянно взаимодействовать с людьми.
MangoJerry, спасибо))) за столь высокую оценку моей работы) со вторым уроком сложнее, он более скучный для меня самой, но я постараюсь, конечно, сделать и из него конфетку. Если плохо готовиться, то и смысла нет выходить к детям и отнимать у них 45 минут жизни на какую-то тоску.