Мою роль в работе определить сложно. Насколько я помню, психологи делят их на: организатор, исполнитель, наблюдатель. Для первого у меня слабый лидершип, для второго слишком большое желание делать всё по-своему, для третьего я слишком не присутствую, хотя, пожалуй, третьего во мне больше всего - так обычно казалось. Но недавно меня начал клевать жареный петух организаторства, клевал примерно с недельку, и я придумывала всякие встречи, посиделки с друзьями. В это же период попала неопределённость с зачётом по риторике. Он должен был пройти в форме дискуссии, а мы уже 2-3 недели не могли определиться с темой, а тем более с ролями ведущего, спорщиков и арбитров. Меня очень удивляло, что в моей группе инициативных руку-тянущих медалистов не нашлось 2-3 человек, которые заорали бы: "Я ведущий!" и начали бы драться за эту должность) Кажется, их инициативность пошла в другую сторону - поиски работы, например. Потому петух стал тихонько и настойчиво клевать меня и по этому поводу: "Вызовись ты. А то затянем. Создашь в контакте опрос из нескольких тем, выберем. Давай, вызывайся". И я написала в группах обеих групп в контакте, мол, если никто не хочет, то буду я. Никто не захотел, а некоторые и вовсе очень охотно поддержали мою кандидатуру - но это были друзья или те, кто не хотел в качестве ведущих увидеть отдельных конкретных людей)
Остановились в итоге на теме: "Факультет ненужных вещей: будущее филолога". Преподаватель высказала опасную тему: нас две группы, человек много, все высказаться не успеют, надо будет организовать отдельный день для второй дискуссии. Я поставила себе цель: добиться зачёта для каждого. И, не могу не похвастаться, только спустя время до меня дошло: а ведь роль ведущего по-любому даёт зачёт. Я в выгодном положении, оказывается. Хвастаюсь, потому что мной крайне редко движет что-то иное кроме личной выгоды, и такие проявления в себе я очень люблю и удивляюсь им)

Некоторое время спустя петух отпустил, раж сошёл, и меня стало озадачивать, как же я добьюсь всего этого, буду распоряжаться ходом действия, удерживать внимание людей, привлекать их к кому-то. Ведь мне всегда казалось, что я не имею права что-то от кого-то требовать, хотеть, что каждый волен поступать как ему заблагорассудится - и потому считаю себя непригодной к школе. Сейчас я понимала, что для всеобщей выгоды я просто обязана руководить, но как же так, я - руководить? Тут встала ещё задачка: у некоторых ребят должна была быть ещё одна пара после этой, а значит, надо уложиться строго в полтора часа. Народу - 50 человек. Отец подсказал: 3 минуты каждому из двух спорщиков, минута остальным на высказывание своих точек зрения во время дебатов - тогда все успеют. Итак, у меня появилась вторая цель: уложиться в полтора часа. Две эти цели казались едва ли совместимыми, но я сказала ребятам, что я это сделаю, и себе пришлось тоже сказать, что я это сделаю.

Как всё прошло в итоге.
Дискуссия состояла из высказывания мнений в основном. Я, чего греха таить, практически не слушала, что говорят мои однокурсники: моё дело было кивать, потому что мне смотрят в глаза и говорят как бы мне (редко кто поворачивался к остальным, но это и редко было удобным - непременно к кому-то окажешься спиной, так что логичнее рассказывать Зое, которая за кафедрой :) ), а также отыскивать глазами поднятые руки, и не дай Бог пропустить человека, который ещё не говорил. Потому ведущий говорил в основном: "Спасибо" - и давал слово следующему оратору, ничего не комментируя. Потому вместо ровного течения мысли получались перескоки, люди отвечали тем, кто высказывался два мнения назад, люди повторяли то, о чём говорилось полчаса назад, что-то уходило непрокомментированным, потому что человек высказывал свою точку зрения, забив на то, что говорил предыдущий... я совершенно это не контролировала. Пару раз я попыталась установить в нашей беседе логику, сказав: "Кто из тех, кто поднял руки, хочет поспорить с только что высказанным мнением?" - или что-то в этом роде, несколько рук опускалось, и по счастью оказывалось, что она из оставшихся в воздухе рук принадлежит доселе молчавшему. Потом логика снова уплывала. Иногда поднимались шумные споры, а искусством затыкать людей я не владею совсем - даже если я сильно повышу голос, его никто не услышит, потому что я не умею добиться той командной нотки, которая необходима для привлечения внимания. Причём, замечаю, слушая командующих, что эта нотка высокая, а потому мне её добиться ещё сложнее - у меня голос низкий, но средний среди низких, он не может ни ноты этой выдать, ни гаркнуть) Так вот, за установление дисциплины хочется поблагодарить Дину и других студентов, которые послушают поднявшийся шум, а потом как рявкнут: Дайте Зое сказать! Давайте Зоя будет решать, кто сейчас говорит! - шум затихал и я могла дать слово кому-то, кто смирно ждал своей очереди во время бедлама. Но! В заслугу мне и моим шумящим однокурсникам: они доверяли мне это слово. Не было такого отношения, мол, а, эта Зоя, что она может вообще, щас мы тут без неё решим. Меня сочли достойной решать, я решала, и, кажется, никто не был этими решениями недоволен - приятно.
В последние 20-25 минут я стала сама спрашивать тех, кто так и не поднял руку за всё время (Спасибо Наде, хотя она и в той же мере тихоня, что и я, но она сама подняла руку, и мне не пришлось её дёргать. Давать слово приятнее, чем дёргать - дёргая, боишься подставить человека: вдруг ему нечего сказать :) ), и так у меня потихонечку каждый сказал хотя бы пару слов. Потом прикрыла дискуссию, в чём мне помогла Настя М., вспомнившая светлые оптимистичные слова нашего бывшего декана, который ещё был деканом, когда мы поступали, и эти слова помогли всё подытожить, дала слово арбитрам, оценившим весь процесс, затем мы поаплодировали друг другу и преподаватель сказала - о, да!!! - что поставит завтра-послезавтра зачёт всем. Миссия выполнена!